Яблочный Спас в 2017 году

Спасы в августе 2017 года

Конец лета дарит нам три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. Великие дни названы в честь Христа-Спасителя. Их отмечают в августе: 14 – Спас на воде, 19 – Спас на горе и 29 – Спас на полотне.

Спасовки – своеобразное слияние язычества и христианства, ставшее традицией. Первый урожай подносили божествам и «спасались» (выживали, вкушая дары лета). Этот обычай наслоился на православные праздники Происхождения Креста Господня, Преображения и Нерукотворного Образа.

Медовый Спас в августе 2017 года

Не переходящий по дате христианский праздник отмечают 14 августа — это Первый Спас, Спас на воде или мокрый Спас, маковый или медовый Спас.

Этот день вобрал в себя череду важных христианских событий:

  • традицию выноса Креста Господня;
  • праздник малого водосвятия;
  • день памяти мучеников Маккавеев;
  • начало Успенского поста.

Спас зовется в народе медовым, потому что подходит время подрезать наполненные пчелиные соты и собирать мед нового урожая. А маковым – потому что головки мака наполняются вызревшими черными зернышками, и православные вспоминают о семи Маккавеях, принявших смерть за свою веру в единого Бога.

Пчеловоды с самого утра осматривали ульи. Из самого щедрого по медовому запасу выламывали «первый сот» и в новой деревянной посудине несли его в церковь на благословение. Зернышки уже освященного мака верующие разбрасывали по углам своего дома, ограждая жилище от сглаза и порчи, ссор, голода и недоброго гостя. Парни и девушки водили хороводы, заливисто выводя «Ой, на горе мак».

Спас называется еще и мокрым в честь малого водосвятия. Священники совершали крестный ход на реки и озера, чтобы освятить воду. Православные купались и омывали скотину – смывали грехи и молились о здравии. После этого дня в воду уже не входили, знали, что лето клонится к закату. В эту пору было принято чистить и освящать колодцы.

Не забывая о начале строгого поста, к Медовому Спасу выпекали особые пироги – «мачники» и «маканцы», рулеты, булочки и пряники с маком и медом, варили «сочиво» – пшеничную кашу с грецкими орехами, изюмом, медом и маком. К блинам готовили сладкую массу из меда и мака – «маковое молочко». Мед ели с хлебом, варили сбитень и медовуху.

Яблочный Спас в 2017 году

Празднование среднего, второго или яблочного Спаса, первых осенин, Спаса-на-Горе, Спаса-Преображения, главного из всех Спасовок, начинается 19 августа. Очередной народный праздник урожая приурочен к христианскому дню Преображения Господня.

В час молитвы на горе Фавор Иисус показал ученикам свою божественную сущность, и именно это событие торжественно отмечается верующими 19 августа. В храмах совершается литургия, священники проводят ее в белоснежных одеяниях, символизирующих божественный свет Преображения.

В Средиземноморье в это время созревал виноград, считающийся одним из образов Христа, и именно его несли в храм для освящения. А славяне приносили в церковь яблоки, и попробовать созревшие плоды можно было только после богослужения. Освященными яблочками делились со всеми, кто был рядом. Считалось, что каждый в этот день должен обязательно насладиться пользой и вкусом фрукта. Яблоками одаривали нищих, больных и сирот. Спелые плоды несли на кладбище и клали на могилки.

Святой водой было принято кропить колоски и зернышки нового хлеба, эти «начатки» православные берегли до следующего посева.

Традиционно в Яблочный Спас девушки, взявшись за руки, водили хороводы вокруг яблоньки и расчесывали волосы гребнем, вырезанным из древесины этого дерева. Вечером, дождавшись заката, жители села выходили в поле, чтобы проводить лето и встретить осень. Если в первые осенины была ясная погода без дождя, то люди говорили, что и осень будет сухая, а зима суровая.

В средний Спас на праздничном столе, конечно же, главенствовали блюда из яблок. Тающие во рту яблочки из печки с медом и пряностями, вкусные яблочные лепешки, моченые плоды и варенье из ароматных сладких фруктов, пироги и булочки были в изобилии на каждом столе.

Ореховый Спас 2017

Нерукотворный, холщовый, хлебный, ореховый или малый Спас празднуют 29 августа. Третий Спас отмечается со дня возвращения чудотворного полотна, которым Иисус обтер свое лицо. Полотенце с проявившимся на ткани ликом божьим (Нерукотворный образ) было похищено мусульманами, но 29 августа византийский император выкупил его и перенес в Константинополь.

В народе Спас называли хлебным, ведь к этому дню заканчивался сбор урожая зерна, и из него выпекался первый хлеб. Славяне несли его в храм для освящения. Остатки хлеба заворачивали в холщовую ткань и прятали за икону в своем доме. Православные верили в то, что благословенный хлеб дарует дому благодать и сбережет от бед и голода.

Еще Спас величали ореховым, так как первый ореховый сбор в день малого Спаса также освящали в храме. На орехах гадали: проговаривали желание и раскалывали скорлупу, чтобы узнать, сбудется ли оно. Если ядро было крупным и вкусным, значит, желание сбудется, а если орех окажется пустым или ядрышко будет гнилым или усохшим, то, вероятно, мечте не суждено осуществиться. По урожаю орехов определяли, удадутся ли зерновые в следующем году. В ореховый Спас собирали ветки орешника, изготавливали из них обереги, талисманы и банные веники.

Спас 29 августа звали еще и холщовым: помня о христианской составляющей праздника, на многочисленных ярмарках торговали холстами и полотном.

В малый Спас освящали выкопанные колодцы, обходили их вокруг, «замыкая» благодатное время года. Очищали святые источники, напивались вдоволь ключевой водой. Провожали ласточек и журавлей, прощались с летом.

Накануне последнего Спаса верующие отмечали Успение Пресвятой Богородицы и завершение Успенского поста, поэтому никаких ограничений для мясных, рыбных, овощных и мучных блюд уже не было. Празднуя малый Спас, обязательно пекли первый каравай из зерна нового урожая, готовили яства с добавлением орехов и варили хлебный квас.

Закрыть... [X]

Добавить комментарий